Советы психолога
План работы педагога-психолога на 2017-2018 учебный год
План работы педагога-психолога по психологической подготовке к ГИА обучающихся выпускных классов, их родителей и педагогов в 2018 – 2019 учебном году
Мероприятие (классный час, цикл психологических тренингов, групповые и индивидуальные беседы, консультирование) |
Категория участников (обучающиеся, родители, педагоги) |
Дата (период) Проведения мероприятия (по факту) |
Ответственные за проведение мероприятия |
ГИА - 9 |
|
|
|
Диагностические исследования обучающихся по методикам: 1. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности. (Н.В. Киреева, Н.В. Рябчикова, Пономаренко Л.П.) 2. Методика «Диагностика личностного роста школьников П.В.Степанов Д.В.Григорьев И.В.Кулешов 3. Методика С.М.Петровой «Пословицы» для определения направленности личности 4. Методика «Определение уровня тревожности» Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин 5. Тест «Определение уровня самооценки С.А.Будасси 6. Методика Д.Морено «Социометрия» |
Учащиеся 9 классов |
Февраль |
Психолог Классные руководители |
Цикл тренинговых занятий для учащихся 9 классов «Скоро экзамен!» |
|
|
|
Тема1: «Будем готовиться вместе» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Назови меня» Упражнение "Покажи пальцем" Правила работы группы Дискуссия на тему "Возможности, которые предлагает нам жизнь" Упражнение «Чего я хочу достичь?» Упражнение "Молодец!" Упражнение «Волшебный карандаш» |
Создание общей положительной атмосферы. Формирование положительного настроя на работу и единого рабочего пространства (принятие правил работы группы).
|
Сентябрь |
Психолог Классные руководители |
Тема 2: «Выработка индивидуальной стратегии подготовки к экзаменам» Используемые игры и упражнения: Упражнение "Комплимент" Упражнение «Ассоциации» Упражнение «Суперученик» Беседа «С чего начать подготовку к экзаменам». Дискуссия в малых группах Упражнение «Проигрывание». Упражнение «Найди свою звезду» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Познакомить выпускников с эффективными способами подготовки к экзаменам. |
Сентябрь |
Психолог Классные руководители |
Тема 3: «Поведение на экзамене» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Приветственное письмо» Упражнение «Я хвалю себя за то, что...» Беседа "Как вести себя во время экзаменов" Медитативно-релаксационное упражнение – "Храм тишины" Упражнение «Передача уверенности в успехе» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Познакомить выпускников с правила поведения во время экзамена. |
Октябрь |
Психолог Классные руководители |
Тема 4: «Память. Приемы рационального запоминания и мнемотехники» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Оригинальное приветствие» Упражнение-разминка "На льдине" Беседа «Память. Приемы организации запоминаемого материала». Дискуссия в малых группах Тест «Ваша память» Упражнение "Снежный ком" Медитативно-релаксационное упражнение «Волшебный лес чудес» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Знакомство с характеристиками памяти человека, развитие навыков осмысленного запоминания материала; обучение навыкам развития ведущего вида памяти; создание условий для оптимального запоминания материала, отработка полученных навыков. |
Ноябрь |
Психолог Классные руководители |
Тема 5: «Внимание. Обучение навыкам развития внимания и внимательности при подготовке к экзаменам» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Приветственное письмо» Упражнение «Повтори за мной». Беседа «Внимание и его виды». Упражнение «Внимательный ли Я?». Упражнение «Посмотри на цифры». Упражнение «Фигуры в квадрате» Упражнение «Отгадай строчку» Дискуссия в малых группах Кинезиологические упражнения Медитативно-релаксационное упражнение «Волшебный сад чудес» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Знакомство с характеристиками внимания человека, обучение навыкам развития внимания и внимательности при подготовке к экзаменам. |
Декабрь |
Психолог Классные руководители |
Тема 6: «Мышление. Обучение основам развития мышления» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Приветствие на сегодняшний день" Упражнение «Повтори за мной». Беседа «Мышление. Как происходит мыслительный процесс?» Упражнение «Определение активности мышления». Упражнение «Словесный лабиринт». Беседа «Виды мышления». Упражнение «Фигуры из спичек». Беседа «Формы мышления». Методика «Сравнение понятий». Методика «Перевод с русского языка на язык суахили». Методика «Король и трое заключенных». Беседа «Как развивать мышление» Дискуссия в малых группах Упражнение «Думайте нежно» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Обучение основам развития мышления; формирование понятий связи мышления, речи с основными психическими процессами. |
Январь |
Психолог Классные руководители |
Тема 7: «Волевая мобилизация при подготовке к экзаменам» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Привет и комплимент в подарок» Упражнение «Дорисуй и передай» Упражнение «Часы» Беседа «Экспресс-приемы волевой мобилизации» Упражнение «Волевое дыхание» Упражнение «Возбуждающее дыхание» Упражнение «Приятно вспомнить» Упражнение «Колпак» Упражнение «Сердце нашей группы» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Познакомить учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации; отработать приемы самообладания, необходимые учащимся в ходе сдачи экзамена. |
Февраль |
Психолог Классные руководители |
Тема 8: «Эмоции и поведение человека» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Повтори за мной» Упражнение «Миллион алых роз» Упражнение «Мои лица» Тест эмоций Упражнение «Мои эмоции» Беседа «Как управлять своими эмоциями» Дискуссия в малых группах Упражнение «Испорченный телефон» Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на «черный день» Упражнение «Декларация моей самоценности» Упражнение «Солнечная поляна» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Научить управлять эмоциями и самообладанию в стрессовых условиях, в период подготовки к экзаменам. |
Март |
Психолог Классные руководители |
Тема 9: «Эмоциональное напряжение в период подготовки к экзаменам» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Групповое приветствие» Упражнение «Откровенно говоря» Анкета «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу» Упражнение «Друг к дружке» «Стресс-тест» Беседа «Как справиться со стрессом» Дискуссия в малых группах Упражнение «Дождь в джунглях» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Научить самообладанию в стрессовых условиях, в период подготовки к экзаменам.
|
Апрель |
Психолог Классные руководители |
Тема 10: «Обучение приемам релаксации и снятия напряжения» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Передача дружеского рукопожатия» Мини-беседа №1 на тему «Для чего нам нужна релаксация и снятие мышечного напряжения». Упражнение «Контраст» Упражнение «Мышечная релаксация» Упражнение «Мысленная картина» Упражнение «Ресурсные образы» Упражнение «Стряхни» Мини-беседа №2 на тему «Способы снятия нервно-психического напряжения» Упражнение «Массируем руки» Мини-беседа на тему «Как управлять своими эмоциями» Дискуссия в малых группах Упражнение «Сохраняем силы» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Обучение методам нервно-мышечной релаксации, приемам расслабления; формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием. |
Май |
Психолог Классные руководители |
Тема 11: «Уверенность на экзамене» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Передача хлопка» Дискуссия на тему «Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах». Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности» Упражнение «Мои ресурсы» Упражнение «Приятно вспомнить» Упражнение «Образ уверенности» Упражнение «Психологический настрой на уверенность в себе». Упражнение «Передача уверенности в успехе» . Упражнение «До встречи на экзаменах!» |
Повысить уверенность в себе, в своих силах, определение эффективности психологических рекомендаций; определение уровня ситуативной тревожности и наличия стрессоопасных ситуаций, подведение итогов работы. |
Май |
Психолог Классные руководители |
Индивидуальные консультации учащихся |
Учащиеся 9 классов |
В течение года |
Психолог
|
1.Семинар – практикум для педагогов «Психологическое сопровождение ГИА и ЕГЭ». |
Понимание необходимости психологического сопровождения ГИА и ЕГЭ. |
|
|
2. Выступление на педсовете по теме «Формирование мотивационных установок к организации и проведению ГИА и ЕГЭ» |
Формирование представлений о мотивационных |
|
|
Направления работы с педагогами:
|
|
|
|
Выступление на родительском собрании «Психологический комфорт в семье во время экзаменов». |
Формирование представлений о мотивационных установках к организации и проведению ГИА и ЕГЭ |
|
|
Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?»
|
1.Сформировать у родителей уважительное отношение к подготовке детей к экзаменам; 2.Помочь ребенку преодолеть психологические трудности, связанные с предстоящими экзаменами. |
|
|
Индивидуальное консультирование педагогов |
Педагоги |
В течение года |
Психолог |
Индивидуальное консультирование родителей |
Педагоги |
В течение года |
Психолог |
Рекомендации для родителей |
Родители |
В течение года |
Психолог |
Рекомендации обучающимся |
Обучающиеся |
В течение года |
Психолог |
Рекомендации педагогам |
Педагоги |
В течение года |
Психолог |
ГИА - 11 |
|
|
|
Диагностические исследования обучающихся по методикам: 1. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности. ( Н.В. Киреева, Н.В. Рябчикова, Пономаренко Л.П.) 2. Методика «Диагностика личностного роста школьников П.В.Степанов Д.В.Григорьев И.В.Кулешов 3. Методика С.М.Петровой «Пословицы» для определения направленности личности 4. Методика «Определение уровня тревожности» Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин 5. Тест «Определение уровня самооценки С.А.Будасси 6. Методика Д.Морено «Социометрия» |
Учащиеся 11 классов |
Февраль |
Психолог Классные руководители |
Цикл тренинговых занятий для учащихся 11 классов «Скоро экзамен!» |
|
|
|
Тема1: «Будем готовиться вместе» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Назови меня» Упражнение "Покажи пальцем" Правила работы группы Дискуссия на тему "Возможности, которые предлагает нам жизнь" Упражнение «Чего я хочу достичь?» Упражнение "Молодец!" Упражнение «Волшебный карандаш» |
Создание общей положительной атмосферы. Формирование положительного настроя на работу и единого рабочего пространства (принятие правил работы группы). |
Сентябрь |
Психолог Классные руководители |
Тема 2: «Выработка индивидуальной стратегии подготовки к экзаменам» Используемые игры и упражнения: Упражнение "Комплимент" Упражнение «Ассоциации» Упражнение «Суперученик» Беседа «С чего начать подготовку к экзаменам». Дискуссия в малых группах Упражнение «Проигрывание». Упражнение «Найди свою звезду» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Познакомить выпускников с эффективными способами подготовки к экзаменам. |
Сентябрь |
Психолог Классные руководители |
Тема3: «Поведение на экзамене» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Приветственное письмо» Упражнение «Я хвалю себя за то, что...» Беседа "Как вести себя во время экзаменов" Медитативно-релаксационное упражнение – "Храм тишины" Упражнение «Передача уверенности в успехе» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Познакомить выпускников с правила поведения во время экзамена. |
Октябрь |
Психолог Классные руководители |
Тема 4: «Память. Приемы рационального запоминания и мнемотехники» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Оригинальное приветствие» Упражнение-разминка "На льдине" Беседа «Память. Приемы организации запоминаемого материала». Дискуссия в малых группах Тест «Ваша память» Упражнение "Снежный ком" Медитативно-релаксационное упражнение «Волшебный лес чудес» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Знакомство с характеристиками памяти человека, развитие навыков осмысленного запоминания материала; обучение навыкам развития ведущего вида памяти; создание условий для оптимального запоминания материала, отработка полученных навыков. |
Ноябрь |
Психолог Классные руководители |
Тема 5: «Внимание. Обучение навыкам развития внимания и внимательности при подготовке к экзаменам» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Приветственное письмо» Упражнение «Повтори за мной». Беседа «Внимание и его виды». Упражнение «Внимательный ли Я?». Упражнение «Посмотри на цифры». Упражнение «Фигуры в квадрате» Упражнение «Отгадай строчку» Дискуссия в малых группах Кинезиологические упражнения Медитативно-релаксационное упражнение «Волшебный сад чудес» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Знакомство с характеристиками внимания человека, обучение навыкам развития внимания и внимательности при подготовке к экзаменам.
|
Декабрь |
Психолог Классные руководители |
Тема 6: «Мышление. Обучение основам развития мышления» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Приветствие на сегодняшний день" Упражнение «Повтори за мной». Беседа «Мышление. Как происходит мыслительный процесс?» Упражнение «Определение активности мышления». Упражнение «Словесный лабиринт». Беседа «Виды мышления». Упражнение «Фигуры из спичек». Беседа «Формы мышления». Методика «Сравнение понятий».Методика «Перевод с русского языка на язык суахили».Методика «Король и трое заключенных».Беседа «Как развивать мышление»Дискуссия в малых группахУпражнение «Думайте нежно»Упражнение «Волшебный карандаш» |
Обучение основам развития мышления; формирование понятий связи мышления, речи с основными психическими процессами. |
Январь |
Психолог Классные руководители |
Тема 7: «Волевая мобилизация при подготовке к экзаменам» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Привет и комплимент в подарок» Упражнение «Дорисуй и передай» Упражнение «Часы» Беседа «Экспресс-приемы волевой мобилизации» Упражнение «Волевое дыхание» Упражнение «Возбуждающее дыхание» Упражнение «Приятно вспомнить» Упражнение «Колпак» Упражнение «Сердце нашей группы» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Познакомить учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации; отработать приемы самообладания, необходимые учащимся в ходе сдачи экзамена. |
Февраль |
Психолог Классные руководители |
Тема 8: «Эмоции и поведение человека»Используемые игры и упражнения:
Упражнение «Повтори за мной» Упражнение «Миллион алых роз» Упражнение «Мои лица» Тест эмоций Упражнение «Мои эмоции» Беседа «Как управлять своими эмоциями» Дискуссия в малых группах Упражнение «Испорченный телефон» Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на «черный день» Упражнение «Декларация моей самоценности» Упражнение «Солнечная поляна» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Научить управлять эмоциями и самообладанию в стрессовых условиях, в период подготовки к экзаменам. |
Март |
Психолог Классные руководители |
Тема 9: «Эмоциональное напряжение в период подготовки к экзаменам» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Групповое приветствие» Упражнение «Откровенно говоря» Анкета «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу» Упражнение «Друг к дружке» «Стресс-тест» Беседа «Как справиться со стрессом» Дискуссия в малых группах Упражнение «Дождь в джунглях» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Научить самообладанию в стрессовых условиях, в период подготовки к экзаменам.
|
Апрель |
Психолог Классные руководители |
Тема 10: «Обучение приемам релаксации и снятия напряжения» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Передача дружеского рукопожатия» Мини-беседа №1 на тему «Для чего нам нужна релаксация и снятие мышечного напряжения». Упражнение «Контраст» Упражнение «Мышечная релаксация» Упражнение «Мысленная картина» Упражнение «Ресурсные образы» Упражнение «Стряхни» Мини-беседа №2 на тему «Способы снятия нервно-психического напряжения» Упражнение «Массируем руки» Мини-беседа на тему «Как управлять своими эмоциями» Дискуссия в малых группах Упражнение «Сохраняем силы» Упражнение «Волшебный карандаш» |
Обучение методам нервно-мышечной релаксации, приемам расслабления; формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием. |
Май |
Психолог Классные руководители |
Тема 11: «Уверенность на экзамене» Используемые игры и упражнения: Упражнение «Передача хлопка» Дискуссия на тему «Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах». Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности» Упражнение «Мои ресурсы» Упражнение «Приятно вспомнить» Упражнение «Образ уверенности» Упражнение «Психологический настрой на уверенность в себе». Упражнение «Передача уверенности в успехе» . Упражнение «До встречи на экзаменах!» |
Повысить уверенность в себе, в своих силах, определение эффективности психологических рекомендаций; определение уровня ситуативной тревожности и наличия стрессоопасных ситуаций, подведение итогов работы. |
Май |
Психолог Классные руководители |
Индивидуальные консультации учащихся |
Учащиеся 9 классов |
В течение года |
Психолог
|
1.Семинар – практикум для педагогов «Психологическое сопровождение ГИА и ЕГЭ». |
Понимание необходимости психологического сопровождения ГИА и ЕГЭ. |
Март |
|
2. Выступление на педсовете по теме «Формирование мотивационных установок к организации и проведению ГИА и ЕГЭ».
|
Формирование представлений о мотивационных |
Апрель |
|
Направления работы с педагогами:
|
|
В течение года |
|
Выступление на родительском собрании «Психологический комфорт в семье во время экзаменов». |
Формирование представлений о мотивационных установках к организации и проведению ГИА и ЕГЭ |
Март |
|
Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?»
|
1.Сформировать у родителей уважительное отношение к подготовке детей к экзаменам; 2.Помочь ребенку преодолеть психологические трудности, связанные с предстоящими экзаменами. |
Март |
|
Индивидуальное консультирование педагогов |
Педагоги |
В течение года |
Психолог |
Индивидуальное консультирование родителей |
Педагоги |
В течение года |
Психолог |
Рекомендации для родителей |
Родители |
В течение года |
Психолог |
Рекомендации обучающимся |
Обучающиеся |
В течение года |
Психолог |
Рекомендации педагогам |
Педагоги |
В течение года |
Психолог |
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.
Экзамены - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены в любой форме. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Советы выпускникам 9-х классов
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям».
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное – распределение повторений во времени. Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения экзаменов и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам.
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку… разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность…
Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.
по материалам портала http://gia.edu.ru/
Советы выпускникам 11-х классов
ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе "Советы родителям" (см. ниже).
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное - распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков,особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса "Искусство памяти"; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. "Хорошая память на каждый день", бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.
- СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРО ЕГЭ
Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды также могут выбрать ЕГЭ как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 24.12.2013 №1400).
Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную (окружную) ПМПК.
После получения соответствующего заключения ПМПК Ваш ребенок получает право выбора формы государственной итоговой аттестации и вместе с Вами определяет, какие экзамены он будет сдавать и в каком формате (ЕГЭ или ГВЭ). Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.
Напоминаем, что заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не позднее 1 марта текущего года. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего ребенка право выбора между ЕГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.
Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!
Особенности проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья
Государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Это означает, что при проведении итоговой аттестации в зависимости от имеющихся у выпускника ограниченных возможностей здоровья предусмотрены: меньшая наполняемость аудиторных помещений, увеличение продолжительности экзамена, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования и т.п.
Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора
Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья
Государственный выпускной экзамен проводится, как правило, на базе образовательной организации, в которой обучался выпускник.
На основании заключения ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями) образовательная организация может организовать проведение государственного выпускного экзамена для выпускника с ограниченными возможностями здоровья на дому.
При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены: увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа; присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором; возможность использования необходимых технических средств.
В продолжительность государственного выпускного экзамена не включаются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Подробная информация о порядке организации и проведения ГВЭ.
Поступление в вуз выпускников с ограниченными возможностями здоровья
При поступлении в ВУЗы лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.
Таким образом, заключение ПМПК, полученное выпускником до 1 марта, необходимо будет представить в приемную комиссию ВУЗа.
Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, имеющий результаты ЕГЭ, поступает на общих основаниях по конкурсу. То есть выпускные/вступительные экзаменационные испытания выпускник проходит один раз и по результатам ЕГЭ поступает или не поступает в ВУЗ.
Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, который выбрал госдарственную (итоговую) аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (не имеющий результатов ЕГЭ), сдает экзаменационные испытания дважды: в образовательной организации сдает ГВЭ, а в ВУЗе проходит вступительные испытания, проводимые ВУЗом самостоятельно.
Обращаем Ваше внимание на то, что заключение ПМПК не освобождает Вашего ребенка от государственной (итоговой) аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) и не дает никаких льгот при поступлении в ВУЗ!
по материалам портала http://www.ege.edu.ru/